Покайтесь, и да крестится каждый из вас

Пятница, 25 Июль 2014 12:06 Автор  Сергей Худиев Покайтесь, и да крестится каждый из вас

Как именно спасение, которое для нас приобрел Христос, становится нашим? Как конкретный человек может обрести вечную жизнь?

Если описывать спасительные деяния Христа одной фразой, то можно повторить слова Апостолов — «Христос умер за наши грехи». Его крестная жертва приобрела нам оправдание перед судом Божиим и прощение всех наших грехов.

 

Это то, что богословы называют «объективной стороной» спасения. То, что со Своей стороны, для нас сделал Бог. Но спасение — это то, что совершается не с неодушевленными предметами, а с людьми, существами личностными и свободными.

Как именно спасение, которое для нас приобрел Христос, становится нашим? Как конкретный человек — Вы или я — можем обрести вечную жизнь? Слово Божие говорит — через веру. И здесь нам важно подробнее остановится на значении этого слова. В стране с традиционно христианской культурой человек может называть себя христианином, православным, верующим, и это, увы, не будет означать почти ничего. Такая вера означает, в лучшем случае, что человек не оспаривает верований своих предков — но не собирается следовать им всерьез или даже выяснять, в чем именно они состоят. Конечно, Новый Завет говорит совсем не о такой вере.

Представьте себе, что в помещение, где я сижу, врывается сотрудник полиции и говорит, что здание заминировано и все должны немедленно его покинуть. Если я поверю ему, я, очевидно, немедленно вскочу и последую за ним к аварийному выходу. Представьте себе, что врач, посмотрев на распечатки моих анализов, говорит, что у меня серьезные проблемы со здоровьем, и что я срочно должен изменить свои привычки, диету и образ жизни. Если я поверю ему, я — с глубокой печалью, но вместе с тем, решительно — откажусь от некоторых своих любимых блюд.

Наша вера людям — особенно людям, говорящим о нашей жизни и безопасности, — проявляется в определенных действиях, и действиях решительных. Мои слова о том, что я верю полицейскому или врачу, ничем мне не помогут — моя вера окажется спасительной, только если она проявится в определенном поведении.

Так и вера во Христа, когда она есть, проявляется в определенных действиях. В Книге Деяний Апостольских описана реакция людей, которые слышали проповедь о Христе распятом и воскресшем. Они покаялись в своих грехах и приняли Крещение.

Как говорит святой Апостол Петр, «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38).

Каков подлинный смысл Крещения?

В Новом Завете соответствующее слово — «баптизмо» — означает «погружение». Погружение куда? В смерть Христову. Как говорит Святой Апостол Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:3). Смерть Господа на кресте становится нашей смертью — которая спасает и освобождает нас для новой жизни.

Мы освобождены от груза прежних грехов, как если бы мы умерли — как сказано в послании к Колоссянам, «Вы умерли со Христом» (Кол. 3:3), или, как переводит это место епископ Кассиан (Безобразов) «Вы были преданы смерти в теле Христа». Мы, по нашим грехам, заслуживали смерти — и мы умерли, когда Христос умер за нас на Кресте. Теперь мы восстали к новой жизни, в которой старое осуждение больше не имеет над нами власти.

Мы — прежние, со всем, что было в нашей прошлой жизни, умерли. Как говорит Апостол, «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть и воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:4-7).

Благодать Крещения — как и благодать Божия вообще — действует через нашу веру и свободное произволение; мы принимаем решение — и подтверждаем его раз за разом — оставаться мертвыми для греха и живыми для Бога. Как говорит Писание, «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:11-13).

Как поясняет это Святой Иоанн Златоуст, «Что же значит стать мертвым для греха? Ни в чем более не слушаться греха. Хотя крещение совершило уже сие однажды навсегда, то есть умертвило нас греху; впрочем, мы обязаны непрестанно употреблять все свое усердие, чтобы оставаться в том же состоянии, и, что бы ни приказывал нам грех, не только не повиноваться ему, но даже не трогаться с места, подобно мертвецу» (святой Златоуст).

Иди отомсти! — не могу, я же умер! Иди, предайся злословию! — Как, я же умер! Иди, соверши еще какое беззаконие! — Это невозможно, я мертв! Христианин живет своим Крещением, постоянно оглядываясь на него в принятии повседневных решений.

В крещении мы «облекаемся», то есть «одеваемся» во Христа, мы пребываем «во Христе», как говорит Писание, в Нем мы обретаем совершенно новую жизнь.

 

ФОМА

Вы здесь: Главная Вера Покайтесь, и да крестится каждый из вас