Алексей, человек Божий — преподобный, но не монах

Среда, 30 Март 2016 09:59 Автор  Дарья Рощеня Алексей, человек Божий — преподобный, но не монах

30 марта Церковь вспоминает преподобного Алексея, человека Божия. О его необычном житии и популярности имя Алексей в нашем материале.

Алексей, человек Божий

В семье знатных римлян и благочестивых христиан Евфимиана и Аглаиды родился долгожданный сын. Произошло это в начале V века. Родители воспитывали как христианина. Своим примером учили помогать нищим, быть добрым к обездоленным и тем, кто просит помощи. Ежедневно в своем доме они накрывали столы для вдовиц и сирот, странников и нищих. Еще мальчиком Алексей усвоил этот урок и мечтал оставить мир, чтобы служить Богу. Когда наступило совершеннолетие, Алексей был обручен с очень красивой девушкой из знатной семьи. Но Алексей сразу после свадьбы отдал невесте обручальное кольцо. И со словами: «храни это, и да будет между нами Господь, пока Он не обновит нас своею благодатью», покинул молодую жену и отправился в Малую Азию. Через Сирию Алексей достиг города Эдессы (нынешняя Турция), где раздал все свое имущество нуждающимся. Сам переоделся в лохмотья нищего и стал просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы. Семнадцать лет провел Алексей, молясь ночью, а днем собирая милостыню. Питался только хлебом и водой. Однажды в Эдессе появились слуги его отца. Они много месяцев искали пропавшего Алексея. Но в исхудавшем и осунувшемся от поста подвижнике они не узнали господского сына и подали ему милостыню. Алексей был благодарен Богу за то, что Он позволил ему принять милостыню от собственных слуг.

 

За подвижнический образ жизни, за непрестанную молитву многие стали называть Алексея праведником, человеком Божиим. Но он, чтобы избегнуть славы, в которой не нуждался, тайно покинул город Эдессы и сел на первый уходящий корабль. Сильная буря, внезапно поднявшаяся на море, изменила планы путешественника. Вместо города Тарс (родина апостола Павла), Алексей оказался у берегов Италии, недалеко от Рима. Никем не узнанный, он явился в дом своих родителей и попросил разрешения жить с ними. Эвфимий и Аглаида с радостью приняли человека, который нуждался в их помощи, и поселили его, по одним сведениям, в чулане под лестницей, по другим — в отдельном маленьком домике на территории своего владения. Еще семнадцать лет провел Алексей в посте и молитве. Хотя хозяева дома присылали ему пищу с собственного стола, слуги забирали ее и не скупились на унижения святого. Жить в доме родителей Алексею было нелегко, ведь он наблюдал ежедневно и свою мать, и несчастную невесту, которые продолжали оплакивать его внезапное исчезновение.

 

Когда пришло время, и святой Алексей почувствовал приближение конца, он взял свиток и подробно описал свою жизнь.

 

Алексей, человек Божий — преподобный, но не монах

 

В это же время в соборе святого Петра при большом стечении народа был слышен голос, призывающий найти человека Божия, который может помолиться о Риме. Все те, кто слышал этот голос, недоумевали, где искать праведника. Это же чудо произошло и во второй раз, но уже в присутствии императора Гонория. Все услышали голос, указывающий искать праведника в доме Евфимиана. Слуга Евфимиана рассказал всем о нищем, который живет в доме его господина уже много лет, смирено сносит унижения и непрестанно молится. Однако, в живых святого Алексея уже не застали, но нашли с сияющим неземным светом лицом и свитком, крепко сжатым в руках. Только после того, как император встал на колени и просил святого разжать руки, удалось взять записку, в которой подробно была изложена история святого Алексея. Отец, мать и невеста были потрясены праведностью сына и мужа и долго рыдали у его тела. Вскоре тело святого Алексея перенесли на соборную площадь. Сюда стал стекаться народ, происходило множество чудесных исцелений. Сам император Гонорий среди прочих нес святые останки к месту упокоения. Погребен Алексей человек Божий был 30 марта в храме святого Вонифатия, где когда-то венчался со своей невестой.

 

Хотя святой Алексей не был монахом, за его аскетический и подвижнический образ жизни Церковь почитает его в лике преподобных.

 

Тропарь, глас 4

 

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

 

Кондак, глас 2

 

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

 

Золотая легенда и почитание Алексея человека Божия

 

Почитание святого Алексея к нам пришло из Византии, однако и в Западной церковной традиции святой Алексей был значимой фигурой. Его житие и сюжеты из его жизни легли в основу многих произведений художественной литературы и изобразительного искусства.

 

Кроме того, в средневековой Европе было популярно сочинение Иакова Ворагинского «Святые сказания», которое в народной традиции звучало как «Золотая легенда». Среди прочих, а в книге было 200 житий и легенд из жизни христианских святых, находилось и житие святого Алексея. «Золотая легенда», которую любили переписывать в монастырях, была переведена на основные европейские языки: английский, французский, испанский, немецкий, каталонский, польский и чешский. После открытия Иоганна Гуттенберга книга десятки раз переиздавалась. «Золотая легенда» по популярности и известности уступала лишь Библии. И хотя в эпоху Реформации «Золотую легенду» критиковали за недостоверность сведений, называли сказками, все равно живой и образный язык доминиканского монаха привлекал читателей, художников, поэтов, которые черпали вдохновение в книге. Оратории и оперы, иконы, фрески, витражи, гравюры, картины создавались в Европе вплоть до XVII веке на сюжеты из «Золотоый легенды». В это же время в царствование Алексея Михайловича о преподобном Алексее человеке Божием слагались духовные стихи, солдатские песни и сказания. Тогда же впервые была составлена служба святому Алексею человеку Божию.

 

ФОМА

 

Вы здесь: Главная Святые Алексей, человек Божий — преподобный, но не монах