Возвращение мученика

Возвращение мученика

Поздно вечером 27 января 438 года
в константинопольскую бухту Золотой Рог с азиатской стороны вошел корабль с
драгоценным грузом на борту. Его встречало такое множество освещенных
факелами лодок, что можно было подумать, что материк удлинился и вырос в
сторону моря. На берегу в окружении свиты стоял император Феодосий П, готовый к
встрече мощей Иоанна Златоуста. При свете бесчисленных огней гроб перенесли на
сушу. Установилась глубокая тишина. Император опустился перед гробом на
колени, прикоснулся к нему лбом и, прочитав молитвы, испросил у святого
прощение за то, в чем по неведению оказались перед ним виноваты его родители,
Аркадий и Евдоксия. Затем факельное шествие в сопровождении императора и
патриарха двинулось через весь город мимо церкви св. Ирины и Святой Софии к
церкви Святых Апостолов.

Сто лет тому назад Константин
Великий повелел возвести это здание, предназначив себе в нем место последнего
упокоения. В увенчанном куполом центральном нефе находился окруженный
тринадцатью колоннами алтарь. Двенадцать из них соответствовали кенотафам
двенадцати апостолов, тринадцатая — могиле императора. По словам своего
биографа Евсевия Кесарийского, Константин предвидел, что его будут почитать как
одного из апостолов. Именно в этом мавзолее, месте, где по традиции погребали
императоров и патриархов, и был торжественно похоронен привезенный из далеких
Коман гроб с мощами Иоанна Златоустого.

Здесь берет свое начало новая
история — история святого Иоанна Златоуста. Каждый год в понедельник на
Светлой седмице к его могиле приходили сопровождаемые торжественной процессией
византийские императоры. В VI веке к его имени добавляется почетное прозвище Хрисостом —
Златоустый. Его творения получают широчайшее распространение и переводятся на
латинский, коптский, сирийский, армянский, грузинский, а позднее почти на все
современные языки. Никакой другой отец церкви не может даже отдаленно
сравниться с ним по необъятности сохранившегося рукописного материала. В своем
Духовном Регламенте Петр Первый (1672-1725) предписал каждому русскому
священнику обязательное чтение писаний Иоанна Златоуста. Его имя носит одно из
важнейших богослужений Православной церкви — божественная литургия святого
Иоанна Златоустого. Каждое воскресение ее служат в тысячах православных церквей,
храня живую память о великом святом. Текст службы в своих важнейших частях
восходит к самому святителю. Прежде всего это относится к центральной части
литургии — анафоре, которая включает в себя благодарственные молитвы,
установительные слова, ходатайственную молитву и поминовение имен усопших.
Составленная Златоустом служба наложила неповторимый отпечаток на литургическое
сознание Православия. Сохранилось предание о том, как незадолго до крещения
Руси представители различных религий пытались убедить великого князя Владимира
Киевского в превосходстве своей веры. Княжеские послы побывали на богослужениях
мусульман, иудеев, христиан-католиков и православных. Их покорила православная
литургия в Константинополе. Вот как они рассказывали о ней своему князю: «И
пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не
знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты
такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем только, что пребывает там
Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Пе можем мы
забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом
горького».

Православное богослужение — как,
впрочем, и синагогальное — не знает музыкальных инструментов: и сольные и хоровые
партии имеют чисто вокальный характер. Это, однако, не помешало целому ряду великих русских композиторов —
в первую очередь здесь следует назвать Чайковского и Рахманинова — положить
литургию Иоанна Златоуста на музыку. Мы не знаем точно, начиная с какого
времени главная литургия византийской церкви стала носить имя святого.
Достоверно известно, что служившаяся в константинопольском храме святой Софии
литургия связывалась с именем Златоуста уже при императоре Юстиниане
(527-565). Память о святом Иоанне живет и благодаря его иконе, которую нередко
можно увидеть на ведущей внутрь алтаря двери иконостаса.