Падение Евтропия

Падение Евтропия

Как мы помним,
константинопольским епископом Иоанна Златоуста сделал первый камергер двора
Евтропий. После убийства Руфина в ноябре 395 года император
находился под его исключительным влиянием. Аркадий подписывал все, что ему
приносил министр. Во время своего фактического единовластия Евтропий старался воспрепятствовать получившей
многообразные привилегии церкви в создании сфер, недоступных государственному
вмешательству. Так, согласно принятому 27 июля 398 года закону, в целях
предотвращения возможных злоупотреблений ограничения налагались на предоставленное
церкви право убежища. Авторитет Евтропия вырос еще больше после его победы в
битве с гуннами в Армении. Он был назначен консулом в 399 году, став первым
евнухом, который был удостоен этого высочайшего звания. Его имя гремело по
всему Востоку. В общественных местах, в том числе и перед зданием
константинопольского сената, в его честь были поставлены статуи.

Тем не менее, с сентября 399 года
стало намечаться совсем иное развитие событий, которое со временем лишь набирало
ход. Еще более головокружительным, чем взлет Евтропия, стало его падение. Не
сохранилось ни одной из его бесчисленных статуй: после того, как Евтропий
лишился благоволения императора, все они подверглись damnatio memoriae —
осуждению на забвение. Главным виновником его падения стал готский военачальник
Тайна. В принесшем победу походе против гуннов участвовали, в том числе и
подразделения остготов под предводительством Трибигильда. Полученная после
выигранной битвы награда принесла им разочарование. Прежде всего они надеялись
на то, что им будет присвоен политически более выгодный статус союзников
Римского государства. Переговоры с Евтропием желаемого результата не принесли.
Весной 399 года вспыхнуло восстание. Евтропий двинул на мятежников две армии.
Во главе одной из них он поставил Гай ну, другую подчинил своему близкому другу
Льву. Лев потерпел сокрушительное поражение. Между тем Тайна, которому Евтропий
передал командование над остатками армии Льва, не предпринимал против
Трибигильда никаких активных действий, но вступил с ним в тайные переговоры. В
Константинополь Тайна отправил гонца с сообщением о том, что Трибигильд готов
сложить оружие только при одном условии: безоговорочном устранении Евтропия.
Мотивы, которыми руководствовался Тайна, остаются не до конца ясными. Не
исключено, что известную роль могло сыграть раздражение по поводу того, что
он, будучи одним из наиболее одаренных генералов своего времени, еще не успел подняться к вершинам
политической власти. Весьма возможно, что подталкивала его и нужда в крупных
денежных суммах: Гайна содержал личную армию, выплачивая солдатское жалование
из собственных средств. Требование об устранении Евтропия прозвучало в
Константинополе в тот момент, когда его слава уже прошла свою высшую точку.
Тяжелым ударом по престижу Евтропия стало военное поражение, нанесенное армии
его друга Льва. На него без промедления прореагировала сенатская партия,
всегда питавшая глубокое презрение к евнуху, но до сих пор не решавшаяся на
открытую критику. Епископ Иоанн дистанцировался от временщика по причине его направленных
во вред церкви законов. Наконец Евтропий потерял и поддержку императрицы,
которая уже давно с явным неудовольствием наблюдала за неуклонным возрастанием
его влияния на императора. Последней каплей, по-видимому, послужили
неосторожно брошенные Евтропием слова о том, что он может выпроводить
императрицу из дворца с той же легкостью, с какой он устроил ей это место.
Бездумное замечание было тут же передано императрице. Взяв на руки своих обеих
дочерей, она ринулась к мужу и осыпала его горькими жалобами на бесстыдного
министра. В ярости Аркадий повелел, чтобы Евтропий немедленно предстал пред
ним, и тут же лишил его всех должностей. Евтропий бежал из дворца в церковь и
прижался к алтарю. Тот самый человек, который совсем недавно ограничил право
церкви на предоставление убежища, теперь искал у нее защиты.

Известие о падении всемогущего и
наводившего ужас министра распространилось в мгновение ока. Церковь Святой
Софии чрезвычайно быстро наполнилась злорадствующими зеваками, желавшими
потешить себя зрелищем поверженной славы. Появилось несколько офицеров, которые
хотели арестовать Евтропия. Поспешно явившийся в церковь Иоанн выдать его
отказался. Применить силу офицеры не рискнули. Между тем, перед императорским
дворцом начали собираться солдаты, требовавшие казни того, кто, в их глазах,
был повинен в гибели их товарищей в битве с Трибигильдом. К ним вышел сам
Аркадий и попросил вспомнить не только о злодеяниях поверженного, но и о его
неоспоримых заслугах перед отечеством. Право церкви на предоставление убежища
император объявил неотменимым. На следующий день — это было воскресение в конце
июля 399 года — мизансцена повторилась. Церковь была вновь переполнена.
Женщины и мужчины, стар и млад — все хотели увидеть Евтропия. Завеса, обычно
закрывавшая алтарь от взоров толпы, на этот раз была отодвинута. Бледный, как
смерть, вцепившись руками в один из алтарных столпов, у самого алтаря лежал
Евтропий. Толпа ожидала, что вот-вот появятся солдаты и оттащат бывшего
министра от алтаря. Но тут для воскресного богослужения в храме появился Иоанн
Златоуст. В установленное время он взошел на амвон и произнес одну из самых
знаменитых речей эпохи поздней античности.

Св. Иоанн начал словами
Екклесиаста: «Суета сует и всяческая суета!» Эти слова уместны везде, но более
всего здесь и сейчас. Где ныне консульский блеск, где сияние светильников,
рукоплескания, песнопения хоров, праздничные пиршества и хвалебные речи? Где
венки и многоценные ковры, где приветствия на городских улицах, овации и лесть
на ипподроме? Всего этого больше нет. Свирепый ураган осыпал листву и заставил
дерево содрогнуться до самых корней. Где ныне мнимые друзья, где застолья и
реки неразбавленных вин, где искусные повара, где толпы
прихлебателей-клиентов? Где те, что валялись перед властью в пыли, говорили и
делали, что прикажут? Все это оказалось ночным сновидением: взошел день — и
его больше нет. Все это было весенним цветком, исчезнувшим вместе с весной,
промелькнувшей тенью, унесенным дымом, мыльным пузырем, разорванной паутинкой.
И поэтому я повторяю вдохновленные Духом слова: «Суета сует и всяческая
суета!»

По ходу проповеди епископ
обратился и к поверженному министру, напомнив ему свои собственные
неоднократные предупреждения о том, что богатство не дружит с верностью и
льстец не окажется надежным. «Между тем церковь, которой ты чинил
несправедливости, открыла свои врата и приняла тебя». Иоанн не упустил момент
для назидания собравшихся на примере Евтропия. При этом, говорил он, для него
важно не уничижить павшего, но укрепить тех, кто еще стоит, с тем, чтобы они
не цеплялись более за тленные богатства. «Пусть придет ныне богатый и получит
урок. Тот, кто видит сейчас этого человека, перед которым трепетал весь круг
земной, тот, кто видит, как он низринут с высоты, как он сжался, напуганный
больше зайца или лягушки, как он, парализованный страхом, без цепей прикован к
этому столпу, как он боится и дрожит, отбросив высокомерие, забыв о достоинстве
и научившись истинной цене человеческого счастья, тот поймет, что сбылось на
нем слово Писания: “Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой.
Засыхает трава, увядает цвет” ». Ближе к концу своей проповеди св. Иоанн просит
присутствующих проявить сострадание к несчастному.

Современному читателю бросается в
глаза, что Златоуст по ходу своей речи ни разу не затрагивает вопросы политики.
Здесь проявляется его стремление, по возможности, уклоняться от участия в
политических конфликтах. В будущем ему будет это удаваться все меньше и
меньше. Как сообщает историк Сократ, некоторые приняли проповедь епископа в
штыки: вместо того, чтобы возбудить сострадание, он, по их мнению, только
лишний раз втоптеЕл поверженного в грязь. Критики, однако, не заметили,
насколько трудным оказалось положение Иоанна в этой ситуации. Ведь неодобрение
встретило и то, что он не лишил Евтропия права на убежище и защитил его при
попытке ареста. Из этого следует, что Златоуст был вынужден резко порицать
Евтропия в проповеди, драматично подчеркивая его униженное состояние. Эта тактика
имела успех. Жизнь Евтропия была спасена, по крайней мере, на несколько
месяцев. Несколько дней он оставался в храме, а затем был сослан на Кипр. 17
августа эдиктом на имя нового префекта претория Аврелиана предписывалось считать
все распоряжения Евтропия потерявшими силу, его имущество передавалось во
владение императора, изображения и статуи бывшего фаворита следовало удалить из
всех общественных мест. Между тем, противники Евтропия не удовлетворились его
изгнанием. Гайна и другие высокопоставленные лица продолжали интриговать против ссыльного. Они хотели
его смерти.

Успех Иоанна, добившегося — пусть
временного — спасения Евтропия, не добавил ему популярности во влиятельных константинопольских
кругах. К последним Златоуст обратился в проповеди, произнесенной примерно через
месяц после пересказанной выше в отрывках речи «К Евтропию». Падение
могущественного министра здесь еще раз становится поводом для назидания
облеченных властью и богатством. Пример Евтропия, говорит Златоуст, показывает,
как ненадежно богатство и основанная на нем дружба. Об этом же свидетельствует
и поведение бывших друзей Евтропия. Недавно пившие за его здоровье, теперь они
замышляют его смерть. Мы вряд ли ошибемся, предположив, что именно подобные
высказывания способствовали нарастанию отчуждения между св. Иоанном и
обличаемой им знатью.

Среди влиятельных лиц,
добивавшихся смерти Евтропия, была и императрица. О ней Златоуст прямо говорит
в одной из произнесенных им в то время проповедей на Послание к Колоссянам:
если бы императрица во всей красе своих нарядов вошла в храм одновременно с
апостолом Павлом, на котором были бы лишь рубище, да цепи, то все взгляды
обратились бы именно к нему. Муж, подобный Павлу, скорее ангел, чем муж, есть
зрелище более возвышенное, чем даже столь изысканно украшенная дама. Евдоксия,
которой это сравнение было передано, будучи христианкой, не могла возразить против
него по существу. Однако трудно поверить, что слова Златоуста могли вызвать у
нее воодушевление.

Księgowa z angielskim на lex-us.biz.